ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
ФОТОГАЛЕРЕИ
Немного истории

 

Авторы текста и фотографий действительные члены русского географического обществ Татьяна Хмельник и Павел Мирошниченко.

 

Покатушка вокруг Новой – Старой Ладоги

Начинаем движение от перекрестка в деревне Юшково на «мурманке»: за спиной – Питер, налево – Новая Ладога, прямо – Мурманск, направо – Старая Ладога. Особо на этом перекрестке задумываться не стоит – там злющий пост ДПС, и гаишникам доставляет садистское удовольствие хватать всех без разбору. Так что быстренько поворачиваем налево и сматываемся.

От перекрестка до Новой Ладоги – 2 км. Дорога идет по высокому берегу Волхова, местность живописная. Практически на въезде в город справа у дороги стоит полуразрушенная Георгиевская церковь (она же – Суворовская). О ее тяжелой судьбе можно прочесть здесь.

Церковь Климента. Новая Ладога

Прочих достопримечательностей тоже навалом. Сам центр Новой Ладоги – это игрушка, застывший во времени уездный городок. Конечно, вульгарная американизация коснулась и этих мест, но их исконное очарование перебивает чужеродное влияние. Кроме купеческих домиков, к осмотру рекомендуется Климентовская церковь, бывший Николо-Медведский монастырь и кладбище при нем. Все это находится на таком маленьком клочке земли, что заблудиться тут невозможно. Вот в конце главной улицы виднеется церковь Иоанна Богослова – ее белая высокая колокольня как бы завершает собой город. Но прежде чем обратиться к этому внушительному, выбеленному на совесть и только местами отмеченному голубого кастрюльного цвета вставками строению, стоит почтить вниманием Климентовскую церковь.
Она стоит на улице совсем рядом с бывшим монастырем, но выглядит против него как нищий возле барина. Сама церковка архитектурными достоинствами не блещет, зато ее колокольня представляет собой редкий в наших краях образец. Архитектор Фортунатов, видимо, был убежденным западником, поэтому пристроенная им к очень стандартной православной церкви башня-колокольня больше подошла бы к замку крестоносцев.

Но если отвлечься от стилевого разнобоя, то башня на редкость хороша. Чумазая, с ржавым куполом, поросшим деревьями, с заколоченными проемами верхнего яруса, она почему-то вызывает теплое чувство. Внутри нее полное разорение: когда-то здесь была водонапорка, и части этого циклопического сооружения пронизывают башню и церковь в разных направлениях, завершаясь трубами в грязном пуху изоляции, опутывающими весь церковный двор.

После такого разорения глазу приятно отдохнуть на белых стенах Иоанновской церкви. Историки утверждают, что она неоднократно перестраивалась и нынешний вид приобрела только после работы архитектора Щурупова, который реконструировал ее в 1877 году. Церковь стала выше, окна – больше, появился купол в виде перевернутой чаши. Несколько портит картину тяжеловесный «московский» вход в храм, но поскольку он тоже идеально выбелен, то придираться уж не станем.
Никольский собор. Новая Ладога.
А позади Иоанновской церкви стоит приземистое, тяжелое, как битюг, здание еще одного храма. Это Никольский собор бывшего монастыря. Здесь православная любовь к московским формам приняла логическое завершение: вход в собор похож на вход в метро. Низкие темные своды, давящие арки, стоящие на круглых кирпичных лапах, рождают ощущение душевной клаустрофобии. При этом кажется странным, что такой вход ведет все-таки вверх, а не вниз. Что при этом творится внутри собора – сказать трудно, он переживает очередной этап реставрации. Насколько грамотно она ведется – пусть оценят специалисты, но даже мы понимаем, что класть дырчатый кирпич в наружные стены нецелесообразно. Бог, может, и простит, а вот наш климат – вряд ли. Зато на задах собора обнаруживается трогательная деталь: очаровательная металлическая винтовая лестница эпохи модерна. Сооружена она была уже в XX веке для паломников, которые поднимались по ней к местным святыням, хранившимся на верхотуре.
А за узкой полоской старого кладбища, окружающего остатки монастыря, - Волхов, который уже почти стал озером и от этого заважничал еще больше. Кроме того, ему здесь приносят богатые дары: из воды у берега торчат кресты и памятники со старых могил, которые то ли сами сползли с обрыва, то ли попали туда при расчистке места под новые погребения.
 
Налюбовавшись красотами Новой Ладоги, переместимся в ее предместье – Креницы. Для этого нужно вернуться к тому месту, где дорога пересекает канал, и повернуть на набережную в сторону озера. По улице следует ехать осторожно: по Новой Ладоге любят гулять безнадзорные коровы. Дорога упрется опять в канал, а через него будет понтонный мостик. Если вам он не понравится, оставляйте машину перед ним (цель недалеко), если покажется вполне приличным – то вперед. За каналом уже Креницы. На крайней улице поверните направо и вскоре увидите церковь, стоящую на краю поселения. За нею уже видна Ладога, обрамленная здесь можжевеловой рощей на прибрежных песках. Церковь – так себе, сильно разрушенная, на абсолютно заросшем кладбище, но ее местоположение искупает скудость ее привлекательности. Рекомендуется погулять среди можжевельника – помогает при хандре и мизантропии.
Нагулявшись, проделываем обратный путь через Новую Ладогу до перекрестка и на сей раз движемся прямо – в сторону Старой Ладоги. От перекрестка до нее 9 км, перед самой Старой Ладогой будет деревня Ивановский Остров, достопримечательности в ней есть, но совершенно особые – Староладожские катакомбы. Они лежат у реки, подъехать к ним практически невозможно, а если хорошо подумать – то и незачем. Без специального снаряжения и навыков там делать нечего, а если вы заблудитесь или обрушите свод себе на голову, то у администрации музея-заповедника будет повод прислушаться к настойчивым призывам одного типуса, требующего закрыть катакомбы на замок. Типус, не к ночи будь помянут, тот же самый, что и в Саблине, и идеи у него те же – прихватизировать и наживаться под видом охраны флоры и фауны матери-родины.
Креницы. Церковь Петра и Павла
Старая Ладога
Описывать достопримечательности Старой Ладоги не будем, об этом книги написаны, и позволим себе только одно замечание. Никто не собирается сомневаться в древности поселения, но делать из этого дешевую пропагандистскую клюкву стало у нас уже дурной привычкой. На самом деле музей работает плохо, подменяя научную деятельность рассказками для провинциальных простаков, инфраструктуры в деревне практически никакой, зато понтов неприлично много. Красивая была бы деревня и крепость, если бы с умом за это взяться.
Из Старой Ладоги движемся на юг до нового моста через Волхов, до него 4 км. Переправляемся через мост и поворачиваем налево (будем сегодня ездить по кругу:)). Сначала будет деревня Обухово, потом Лопино, а уж потом – Чернавино (до него от моста 5 км). В Чернавине следует свернуть налево, на деревенскую улицу, там нас ждут достопримечательности. В конце улицы слева стоят две церкви – красная и белая. Даже непосвященному понятно, какая старше и ценнее. Белая – маленькая, уютная, выполнена в новгородских традициях – выглядит куда красивее своей более поздней соседки, не отличающейся архитектурными изысками, зато вдвое большей по размеру. Зачем им тут нужно было аж две церкви разом – наверное, из зависти к Старой Ладоги, которая, если спуститься к реке, будет как на ладони. Очень любопытно наблюдать за посетителями крепости, среди них в последнее время завелось много брачующихся. Говорят, аж из Новгорода ездят на свадебку – модно стало.
Чернавино

Если по берегу идти вниз по течению Волхова, можно прийти на знаменитое городище Любша (это на излучине реки при впадении ручья Любша). Есть мнение, что Любша была не меньше Ладоги, но населяло ее другое племя, впрочем, оба городища погибли практически одновременно во время набега какого-то могучего врага. Возле Любши была и усадьба, но от нее остались только фрагменты парка.

Чтобы двигаться дальше, нужно вернуться на шоссе. От Чернавина до ближайшей деревни Горчаковщина 2,4 км, еще через 0,5 км будет Бабино. Когда-то в Бабине была церковь, теперь от нее остался один фундамент в зарослях кустарника. А справа от шоссе – знаменитый Бабинский бутовый карьер, он действующий и для гуляния мало приспособленный, разве что по выходным и большим церковным праздникам.

Иссад. Троицкий храм

Следом за Бабиным идет Иссад – большая деревня, в которой когда-то была и мыза, но от нее не осталось ничего, поэтому к осмотру показаны только две церкви. Та, что поменьше и пораздолбаннее, носит редкое в наших краях имя святого Модеста, а строил его человек со шведской фамилией Мусселиус (почти что Сибелиус). Но это был вполне питерский человек Александр Васильевич, много чего построивший в губернии. Руины обследованы Евгением Варакиным из «Спецпроектреставрации» и могут быть восстановлены – если кто денег не пожалеет. Варакин обследовал и вторую, более крупную и известную церковь, - ее проектировал сам Константин Тон. От Троицкой церкви осталось значительно больше, чем от Модестовской, но положение ее немногим лучше, она тоже никому не нужна и не восстанавливается. Похоже, что в окрестностях Старой Ладоги церквям нечего ловить – весь энтузиазм и все финансирование уходит в «голубую бусину для ВВП».

После осмотра обеих церквей продолжаем движение на север, до «мурманки» - она буквально в двух шагах. Поворачиваем на нее и въезжаем на мост через Волхов, за ним сразу – Юшково. Круг замкнут.

Статья опубликована на сайте www.regionavt.ru

 

Hosted by uCoz