Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии

Здесь представлены выдержки из содержания трех последних выпусков "Историко-статистических сведений о Санкт--Петербургской епархии" (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 - 1885 гг.), в которые была собрана информация о сельских и городских церквах и приходах губернии.

НОВОЛАДОЖСКИЙ УЕЗД

Первый благочинный округ

Петропавловская церковь в Креницах

Георгиевская и Дмитриевская церковь в Старой Ладоге

Второй благочинный округ

Ильинская церковь в селе Черном

Церковь св. Николая в Кобоне

Третий благочинный округ

Покровская церковь в Дубне

ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ УЕЗД

Покровская церковь в Назии

Церковь архангела Михаила в Синявине

НОВОЛАДОЖСКИЙ УЕЗД

Петропавловская церковь в Креницах

Село Креницы находится в версте от Новой Ладоги, при впадении Волхова в Ладожское озеро, и отделяется от города двумя каналами. В старину село называлось не Криницы, а Креницы от старинного слова крениться, т.е. двигаться, склоняться, так как, что здесь суда, после спокойного плавания по Волхову, должны были пускаться в опасное плавание по озеру. Может быть предстоявшие труды и опасности были причиною устроения вблизи монастыря св. Николая [О монастыре Медведском см. в описании Новоладожского собора.] — спасителя от бурь и кораблекрушений. Селение Креницы образовалось, вероятно, в давние времена, потому что уже в 1500 году оно составляло «ряд» из 17 дворов. В переписной окладной книге Вотской пятины 7009 г. сказано «да того же монастыря Никольского (выше «с медведца») в Великого князя ряду в Креницах, на монастырской земле не пашенных рыбных ловцев 20 человек, дворов 17».
Церковь в селе Криницах, называвшемся в 1777 году «выставкою», существовала издавна. По преданию, прежняя церковь была здесь во имя Пророка Илии и стояла на месте нынешней Ильинской часовни, с южной стороны селения. Так как часовня эта особенно уважается и так как в ограде ее есть плиты, или надгробные, или бывшие в фундаменте, то предание можно считать достоверным. Настоящий храм построен вместо прежней сгоревшей церкви, и посвящен не пророку Илии, а Петру и Павлу. Он, без сомнения, уже существовал в 1758 году. На Октоихе, изд. в 1756 году в Москве, по листам написано: «Сия книга святой, Пречистенского городенского погоста, выставки Криниц, церкви Петра и Павла, подписана марта 18 дня 1758 года».
Храм в Криницах каменный, пятиглавый, с каменною колокольнею, во имя Петра и Павла, с приделом Вознесения Господня; обнесен, с трех сторон, кирпичною глухою стеною, а с лицевой - деревянным палисадом, с кирпичными столбами, на цокольном фундаменте. Придел устроен прихожанами в 1804 году. Крыша его покрыта железом и окрашена медянкою. Антиминс главного алтаря освящен еп. Никанором 19 сент. 1830 года и подписан митр. Серафимом; антиминс придела освящен митр. Амвросием 23 февр. 1804 г. и им же подписан.
В храме достопримечателен только деревянный, резной вызолоченный иконостас, устроенный, на пожертвования прихожан, в 1804 году, мастером Абросимовым. Иконы его, в греческом вкусе, работы иконописца Фаддеева.
До 1845 года причт составляли: священник, дьякон и пономарь. В 1845 году пономарская вакансия закрыта. Имена прежних священников записаны в поминальных книгах прихожан. Это Иеремия, Григорий, Евфимий и Тихон. Из них Евфимий погребен при здешней церкви, а Тихон выбыл в единоверческую «Миловскую» церковь, в Петербурге; с 1806 года известны священники: Петр Трифиллиев Ласточкин (+ 4 сент. 1832 г.), усердный к пастырским обязанностям, и научивший прихожан более правильному и удачному лову рыбы; Алексеи Стефанов Соколов, перешедший из Новоладожского собора, поступивший в Антониев Дымский монастырь, умерший в 1846 году и погребенный на кладбище Новоладожского собора; Василий Иоаннов Криницкий, умерший 8 августа 1841 года; Иоанн Федоров Музовской перешедший отсюда в Новоладожскую Климентовскую церковь, умерший в 1848 году от холеры и погребенный на кладбище Новоладожского собора; Михаил Яковлев Покровский поступивший сюда в 1849 году, 21 февраля и служащий до ныне. 19 янв. 1883 г. о. Михаилу, жителями Ладоги, поднесен золотой, с драгоценными камнями крест.
До 1833 года причт содержался доброхотными подаяниями прихожан и скудною ругою, в размере 8 рублей 60 коп. сер. Руга прекращена в 1844 г. В 1833 году, по указу Синода от 30 января положено причту вспоможение, в размере 148 руб. 83 коп. сер. Этот оклад, вторично утвержденный указом Синода, 30 октября 1844 года, получался до 1882 г. Но штатного, положенного для других сельских церквей, причт долго не получал на том основании, как сказано в указе Духовной консистории от 22 дек. 1843 г. за № 6176, что «Епархиальное начальство должно сообразить, нельзя ли будет приписать сей малочисленный приход, из одних почти купцов и мещан состоящий, к приходу какой либо из Новоладожских церквей, весьма близких от него по местному расстоянию». Только с 1882 г священник стал получать 240 р., а псаломщик - 80 р. Капитала в пользу причта до 700 р.
В 1854 году к церкви нарезано 33 десятины, в двух участках: первый участок, в 4 десятины занят церковью, кладбищем и огородами причта; второй, из 29 десятин, хотя находится вблизи церкви, но причт не получает от него никаких доходов, за неимением средств к обработке, Церковного капитала 800 р.
Причт помещался в церковном, двухэтажном, деревянном доме, купленном в 1847 году, от Елизаветы Алексеевой, вдовы умершего священника Василия Иванова Криницкого. В 1870 г. выстроен причту новый, деревянный дом, на каменном фундаменте, крытый железом. Он стоил попечительству 3,000 р. Кроме этого дома при церкви есть сарай для дров.
Приход граничит: с севера Ладожским озером, с юга двумя каналами и Новой Ладогой, с востока рекою Волховом, слободою Загородьем, с запада - селением «Красный шлюз», на Ладожском канале. Приход состоит из селений: Криниц, Немятова и Глядкова, Жители Криниц, новоладожские купцы и мещане, занимаются рыбной ловлей и тягою судов по каналам. Немятово и Глядково находятся за Волховом и сообщение с ними, особенно во время вскрытия и замерзания реки, бывает неудобно или прекращается вовсе. Здесь занимаются хлебопашеством и рыбной ловлей. В Криницах 72 двора, 173 д. м. п., 184 ж.; в Немятове 9 дворов, м. п. 16, ж. 25. Всего 189 м., 209 ж.
Прихожане хотя окружены, почти со всех сторон, раскольниками, но к церкви усердны. Охотно посещают ее, участвуют в чтении и пении. Грамотные есть почти в каждом доме. Учатся дети частию у членов причта, частию в Новоладожском училище.
В Криницах празднуют Пророку Илии, празднуют день поклонения вериг Ап. Петра (16 января). В Немятове и Глядкове празднуют ее — Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божьей Матери.
Кроме обычных крестных ходов здесь бывают следующие крестные ходы: 23 апреля - вокруг Криниц, при чем скот окропляется св. водою; 26 июня — в Немятове; 29 июня из Новоладожского собора в Криницкую церковь; 2 июля - бывает общий с Новой Ладогой крестный ход вокруг города и близлежащих селений, в память свирепствовавшей в 1831 и 1848 гг. холеры и скотского падежа в 1861 году; 20 июля в часовню в селе Криницах.
Кроме часовни во имя Пр. Илии, находящейся в селе Криницах и построенной на месте прежней церкви, есть еще следующие часовни: на юго-запад от села, в полутора верстах от церкви - во имя Воздвижения; на пути в Новую Ладогу, в полуверсте от церкви, также во имя Воздвижения; в Немятове, во имя Тихвинской Божией Матери: часовня, построенная в 1859 году, с благословения еп. Агафангелла, на место прежней, деревянной, пришедшей в ветхость часовни.
Попечительство существует с 1872 г. Председатель его купец Щепотин, члены жители Новой Ладоги. Кроме постройки дома для причта, попечительство заботится о приходской школе, тратя на нее до 100 р. в год. Всего попечительством собрано денег 3,329 р. 18 к.
Май 1884 года.  Священник Михаил Покровский.

Георгиевская и Дмитриевская церковь в Старой Ладоге

На пути от Новгорода к Новой Ладоге, на том берегу Волхова, в 13 вер. от Новой Ладоги, находятся развалины Рюриковой крепости, находящейся между Староладожским Никольским монастырем и посадом Старой Ладоги, на мысе, который соединяется с посадом посредством моста чрез реку Ладожку, впадающую в Волхов. Крепость, имеющая вид четвероугольника с разваливающимися, по углам, круглыми башнями, занимает пространство в 1,550 кв. саж. Она построена из булыжника и плиты, связанных известью так крепко, что с трудом можно отделить камень или плиту.
Внутри крепости находятся две церкви: св. великомученика Георгия и св. великомученика Димитрия Мироточивого.
Церковь св. Георгия каменная, об одной главе. Полагают, что на месте церкви был дворец Рюрика; или что самая церковь переделана из дворца. Но другое показание, что церковь сооружена посадником Павлом, строителем самой крепости, несколько подтверждается малостью размеров церкви и характером ее устройства. По находящимся в церкви фрескам постройку церкви относят не ранее, как к концу XI в. или даже к началу XII в. В 1858 году на чердаке деревянной церкви найдена была, писанная уставом, запись об освящении церкви в 1618 году, но здесь, конечно, говорится об освящении церкви, исправленной после шведского разорения. Вот эта запись: «Водружен святои крест сей в храме святого великомученика Христова Георгия в лето от сотворения мира 7126 г., а от Рождества Христова в 1618 году, ноября во 2 день, на память святых мученик Акиндина и Пигасия, и иже с ними, при державе царства, при благоверном Царе и Вел. Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при пастве великого господина, преосв. Исидора великого Новаграда и Великих Лук, а святил храм Николы Чудотворца, Медведцкого монастыря игумен Феодорит, да с ним тоя обители дьякон Леонид, да того храма священник Василий». Так как место это исстари называлось «застенным» Георгиевским монастырем, то можно полагать, что в Ладоге, некогда богатой монастырями, был монастырь и в стенах крепости, Но о нем ничего верного неизвестно. При описании Ладоги в 1628 г. в монастыре была одна Георгиевская церковь и при ней один иеромонах с причтом. По штатам 1764 г. монастырь, бывший тогда уже упраздненным, обращен в приходскую церковь Староладожского посада.
Церковь во имя св. Димитрия, деревянная, ветхая, об одной главе, очень невысокая, так что над крепостною стеною видна только глава. Она построена прихожанами вместо прежней деревянной церкви, при Феофане архиепископе Новгорода и Великих Лук, по указу Синода от 11-го декабря 1730 года за № 1168. Указ предписывал разобрать ветхую церковь, крепкий лес употребить на новую церковь, а негодный сжечь при реке и пепел, завязав в удобный холст, опустить в реку. Церковь освящена в 1731 г., как видно из синодского указа от 1-го октября 1731 за № 968.
В церкви св. Георгия престол, от пола до верхней доски, выложен плитой, с прокладкой из кирпича. Прежний антиминс, полотняный, находившийся здесь с 1670 года, был освящен преосвященным Корнилием митрополитом Новгородским. Нынешний антиминс, новый, на голубом атласе, освящен митрополитом Григорием в 1857 году. Храм строен из булыжного камня и кирпича; 4 столба, разделяя его на три пролета, поддерживают своды и купол с 4 окнами. В среднем пролете устроены хоры, а в боках, две комнаты, с одним окном каждая, вероятно для ризницы. Паперть ниже церкви; в западной толстой стене узкая каменная лестница на хоры.
В Дмитриевской церкви антиминс освящен митрополитом Никанором в 1851 г.
В храмах достопримечательны: 1) в древнем иконостасе Георгиевской церкви, иконы: Скорбящей Божией Матери, Георгия и Николая Чудотворца, относимые к 14 или к началу 15 века; икона Скорбящей Божией Матери издавна уважается, как чудотворная [В описании рассказывается об исцелении одного крестьянина Тихвинского уезда, около 3 лет страдавшего болезнью ног. Когда он, узнав по видению свыше, что в Старой Ладоге, в Георгиевской церкви, есть икона Скорбящей Божией матери, дал обет отслужить пред иконою молебен, то было исцелен. Рассказывают еще, что когда, при упразднении этой церкви в 1838 году, церковное имущество ее было передано Успенскому монастырю, то икона Скорбящей Божией Матери была возвращена из монастыря в Георгиевскую церковь, так как, будто-бы, сама Богородица дала такое приказание игуменье монастыря Февронии, явившись ей во сне. Монастырский священник Матвей Вещезеров отслужил пред иконою молебен, и икона возвращена была в Георгиевскую церковь. Во время общественных крестных ходов по ближайшим к Старой Ладоге, селениям, икону эту всегда берут из Георгиевской церкви.]. Риза на ней кованая из меди, вызолоченная; поля серебряные, венец серебряный, вызолоченный; убрус и поднизь жемчужная. На ризе крестик из червонного золота. На образе надпись: «Образ умиления и посещения от бед страждущих». На иконе св. Георгия риза серебряная, довольно толстая. В Дмитриевской церкви было также несколько древних икон 14 или 15 века. Все они, по ходатайству вице-президента академии художеств, кн. Гагарина, указом консистории от 18 июня 1860 года, за № 4149, переданы в музей Академии художеств  2) Оловянные священные сосуды, с принадлежностями, в двух экземплярах. Сосуды эти не старее 150 лет. В числе их дароносица имеет вид четвероконечного креста. 3) Фелонь из белой салфеточной, холстинковой материи, с красными набойчатыми оплечьями; еще фелонь пестро-набивная. Обе фелони без подкладки; передняя часть фелоней гораздо длиннее нынешних. 4) Четыре старых, набойчатых диаконских стихаря. 5) Купель медная, с надписью: «Сия купель конюшенного двора служителями, церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа 1764 года, месяца декабря 24 дня сделана; весу 1 п. 2 ф». 5) Древнее евангелие, пожертвованное сюда царем Феодором Алексеевичем в 1680 году, с следующею надписью: «Лета 7188, декабря 18, книга, глаголемая святое Христово евангелие напрестольное, пожалование вел. Государя, царя и вел. князя Феодора Алексеевича, всея великия и малые и белые России Самодержца, в город Ладогу, в церковь страстотерпца Христова Георгия, в каменной ограде».
При Георгиевской церкви была до 1837 года высокая колокольня. При передаче церкви Успенскому монастырю колокольню, как обветшавшую, по распоряжению игуменьи Февронии, сломали, а материал употребили на дрова. Ныне колокола помещаются на столбах, под навесом.
В 1780 году отбита была штукатурка Георгиевской церкви и под ней найдена другая, расписанная красками, хорошо сохранившимися; под нею, в иных местах, найдена была третья штукатурка и на ней грубые, старинные надгробные надписи. При ремонте церкви в 1849 году, надписи уничтожены и только часть их сохранилась, благодаря участию некоторых любителей древности [Вот некоторые надписи: «Господи помоги рабу своему Панкратию, дяку Святого Сергия. Месяца генваря, в осмый день преставися София Дроциловая, месяца августа преставися раб Божий Петро Доможировец, на святого Елевферия в день, месяца октября в осьмой день преставися раб Божий Гюрги Нисцновьцы> (?). Некоторые буквы этих надписей, по замечанию автора Истории Росс. иерархии, сходны с буквами тмутороканского камня; кроме того имена: Доможир, Дроцино уже не встречаются в летописях после XIII века; имя Гюрги вместо Георгий или Юрий также принадлежит к весьма древнему правописанию; по всем этим основаниям надписи, здесь найденные, могут быть относимы к 12-му или 13-му веку. Об этих надписях см. в брошюре «О древностях новгородских и ладожских», изданной в 1850 году. Вып. IX.].
В церкви Георгиевской были древние стенные изображения. Таково изображение Спасителя и Богородицы, а по сторонам их - по шести апостолов, сидящих на отдельных престолах, как судей Израилевых. За престолами стоят ангелы, исполнители приговоров небесных судей. На южной стене нарисованы, стоящие лицом к апостолам, жены, идущие на неумытный суд, с поникшими головами. Может быть на северной стороне были такие же изображения мужчин. На правой арке изображена Богородица, с восьмиконечным крестом в правой руке. По бокам иконы греческая надпись, по-русски: “Святая Мария”. На левой арке святитель Николай. По южной стене движется к иконостасу, сопровождаемый ангелами, сонм святых и блаженных.
В полукуполах жертвенника и диаконника изображены архангелы с распростертыми крылами. В нише диаконика изображен Георгий, поражающий змия; подле него дева, обреченная на смерть; со стен городских смотрят царственные и другие лица. Под изображением Георгия, в кругах, соединенных искусными орнаментами, изображены: св. Анфим и еще какие-то два святых. На горнем месте, направо от окна, изображены два святителя, во весь рост, в белых «крещатых» фелонях; вероятно такие же святители были и по левую сторону окна, Под святителями, в кругах, другие лики; на одном написано: св. Иоанн Милостивый.
Многие копии с фресков помещены в изданиях Прохорова: „Христ. древности».
В архиве церковном хранятся: 1) межевая книга 1778 г. октября 4 - го дня, за № 76, на церковную землю, в количестве 4х дес. 790 кв. сажень. Тут говорится, что «учинена межа в новоладожском уезде, в Вотской пятине, в Пречистенском Городецком погосте казенной земли городищу, что прежде был город Старая Ладога, от тех смежных посторонних земель, как следует начало межи с межвой рекою Волховом, от учиненных столба и ямы при реке Ладожке и при устье оной, где впадает в реку Волхов, с того ста взят починный пункт, как на специальном плане видно под литерою А и т. д.". Книга засвидетельствована подписям понятых и землемером Шамшевым и утверждена государственною печатью. На конце книги приписано: "к сей межевой книге и плану государственной печати, с отмежеванной казенной земли Городища, что был прежде город Ладога, 4х дес. 790 саж., в силу данной межевым канцеляриям и конторам инструкции 29й главы 1-го пункта, деньги за каждую десятину по 3 копейки, итого 13 копеек новгородского наместничества, в новоладожском уездном казначействе, сего 1780 года, июня 12-го дня, приняты и в приходную книгу под № 18 записаны. Подписал уездного земского суда секретарь Иван Качалов.
2) План и межевая книга 1778 г., октября 10го дня, за № 71, на пахотную землю, в размере 1 дес. 1,368 сажень, находящуюся в полуверсте от церкви. Тут говорится, что учинена межа в новоладожском уезде, в Вотской пятине, в Пречистенском Городецком погосте, писцовой церковной пустоши Полянки, а по мирскому званию Завересья с ее пашенною землею, которая состоит во владении Староладожской Георгиевской церкви священноцерковнослужителей, от всех смежных посторонних земель, как следует, начало межи с смежною землею того же уезда пятины и погосту пустоши Горицы, владения ведомства государственной коллегии экономии, бывшего староладожского Ивановского монастыря, Подмонастырской слободки крестьян, от учиненных столба и ямы, межевания землемера инженер-прапорщика Шамшева, с того места взят починный пункт, как на специальном плане видно под литерою А* и т. д. обозначены границы церковной земли. Потом печать, и те же подписи.
3) План и межевая книга 1781 г., августа 28го дня, за № 8, на лесную дачу, с пахотною и сенокосного землею, в размере 464 дес. 235 квадр. сажень, находящуюся в 35ти верстах от церкви близ деревни Тобин. Здесь, после обычного начала, говорится: "учинена межа в новоладожском уезде в Вотской пятине, в Георгисвском Теребужском погосте, пустошам Пачмуль и Кайбиной с её пашенною землею, сенными покосы, лесными и прочими угодьями, которые состоят во владении церкви великомученика Георгия, что в городе Старой Ладоге, священноцерковнослужителей, от всех смежных посторонних земель; как следует начало межи, смежной с землею того уезда и пятины Городецкого погоста под деревней Паневой, смежная тож с пустошами владения графини Сары Вельмовны Штембоковой, от учиненных столба и ямы, при обмежевании мною дачи пустоши Сойкиной, с этого места взят починный пункт, как на специальном плане видно, а потом в место положенное того для, отступя от этого столба вперед по меже одну сажень, вырыта другая вновь починная межевая яма» и т. д. границы церковной земли. И опять подписи понятых, землемера Никифора Озерова, государственная печать, свидетельство о внесении в казначейство 13 руб. 92 ? коп. и подпись секретаря Ивана Качалова.
Метрическия книги имеются с 1817 года.
Причт Георгиевской церкви, в конце прошлого столетия, составляли: священник, диакон и пономарь. Под межевой книгой 1781 г. подписался Георгиевский диакон Иоанн Фролов. По клировой ведомости 1813 года показан состоящим на дьяческой вакансии диакон Иван Николаев, посвященный 1814 г. марта 25, вероятно в помощь отцу, бывшему здесь священником. В 1837 году церковь здешняя, по малоприходности, была приписана к Успенскому женскому монастырю, а священник переведен в село Котлы. Но, в том же году, по ходатайству князя Паскевича Эриванского, указом консистории от 9 декабря за № 6350 церковь обращена в самостоятельную, с особым причтом. С 1852 года, с уменьшением прихожан и с причислением их к Успенскому монастырю, причт состоит из священника и дьячка.
Из прежних священников известны: Иоанн Федоров, показанный в 1813 году уже умершим; Николай Афанасьев, поступивший в 1813 году на место Федорова; Николай Федоров, служивший с 1817 г. до смерти в 1848 году; Алексей Стефанов Мудролюбов, умерший в 1852 году; Иоанн Алексеев Малоземов, служивший здесь с 1852 года, а в 70 годах перешедший в Петербург, в богадельню княгини Барятинской. Ныне священствует Василий Ив. Соболев.
О священнике Алексее Мудролюбове известно как о ревнителе благолепия храма, часто в ущерб церковной древности. При нем начали исправлять Георгиевскую церковь и отбили множество старинных фресков; отбили бы все, если бы какое то лицо, случайно посетившее церковь, не остановило этой работы. Работавшие в то время каменщики рассказывали, с каким страхом они отбивали старинные фрески, по требованию священника, не особенно уважавшего старину. Позднейшие украшения и поправки, с сохранением, по возможности, древнего характера постройки и орнаментов, принадлежат о. Иоанну Малоземову.
Причт Георгиевской церкви, в старые годы, жил доходами за требы, да огородничеством: члены причта разводили капусту и продавали ее разъезжая по соседним селениям в лодках. С 1837 по 1843 год причт содержался жалованьем в 300 р. асс. С 1843 года причт отнесен к 5 классу и получал в год 310 р. с. В 1852 году, с уменьшением числа прихожан, отведенных к Успенскому монастырю, Георгиевский причт низведен в 6 класс и жалованье уменьшено. Но и из этого жалованья вычитается по 80 р. с. за пахотную и сенокосную землю, лежащую в 35 верстах от церкви. Земля отдается в аренду крестьянам за 50 р. с. Доходы за исправление треб самые незначительные; а за службы церковные доходов нет вовсе, так как богомольцев постоянно отвлекают службы двух соседних монастырей.
Церковной земли у церкви считается 4 дес. 790. кв. саж. Из них около десятины занимает крепость с церквами; пахотной земли, в полуверсте от церкви, 1 дес. 368 саж.; еще в 35 верстах от церкви: пахотной земли 58 дес. и 800 кв. саж., покосу 15 дес., лесу 289 дес. и 570 кв. саж. болота 100 дес.; под речкою Разсохою 200 кв. саж., под проселочною дорогою 1 дес. 1,065 кв. саж., а всего 464 дес. 235 кв. саж.
Причт помещается в собственных домах.
Границы прихода: Успенский женский монастырь, Успенская усадьба г. Томилова, слобода “Подмонастырская” Успенского прихода, Никольский мужской монастырь, деревня «Извоз» Ильинского прихода, Волхов, Васильевский и Песоцкий приходы. Приход составляют деревни: Местовка, Неважи и Княжины.
Всех прихожан, по клир. ведомостям 1883 года было: м. п. 161, ж. 187.
Кроме Волхова в приходе находятся речки: Равдушка, Заклюка и Ладожка.
Прихожане занимаются рыбной ловлей, судоходством по Волхову и извозом — в зимнее время.
Грамотных не более 20 человек. До 1850 года была школа при церкви, а потом переведена в Николаевский монастырь и при архимандрите Иоанне она была в довольно цветущем состоянии. Виирочем учащихся в ней было немного.
Сельские праздники суть следующие: в Местовке празднуют пророку Илии, в Неважах и Княжинах - Успению Божией Матери. В Неважах постятся неделю пред праздником Покрова, в память бывшего когда то скотского падежа.
Крестные ходы бывают следующие: 1) на 2 день Пасхи - пред литургиею бывает крестный ход из Георгиевской церкви и из двух монастырей. Георгиевский причт и причт мужского монастыря соединяются на Георгиевском мосту и здесь, пред часовенкой, служится молебен Георгию и Скорбящей Божией Матери; потом идут ко кресту, стоящему на средней улице селения, на месте сгоревшей, в 1857 году, деревянной часовни; здесь присоединяется крестный ход из женского монастыря, служится общий молебен и крестный ход обходит селение, монастыри и завод Валка. На заводе освящается вода и завод окропляется св. водою. Крестный ход установлен в память пожаров, неоднократно истреблявших селения Старой Ладоги; 2) 26 июня бывает крестный ход из Георгиевской церкви в деревню Княжины; 3) 29 июня — в Неважи; 4) 8-го июля — в Местовку. Эти крестные ходы установлены в память холеры.
Приходское кладбище есть внутри крепости; кроме его есть остатки кладбища на церковной сенокосной земле, у стоящих тут древних часовен. Одна из часовен стоит, говорят, на месте бывшей здесь когда то церкви, при которой было и приходское кладбище.
В приходе есть 3 деревянные часовни: в Местовке во имя преподобного Илии; в Неважах и Княжинах — во имя Успения Божией Матери. В часовнях стоят большие деревянные кресты. Кроме того, на церковной сенокосной земле, как сказано выше, есть две полуразвалившиеся деревянные часовни. Находившийся в одной из них крест свидетельствует, что здесь, в древности, была церковь во имя Климента Римского, замененная каменною Климентовскою церковью в Новой Ладоге. В полуверсте от этой часовни, за речкою Ладожкой, против лесопильного завода г. Балка, есть земля, которою владеет Климентовский причт. Подле другой часовни есть засоренный колодезь, вода которого прежде считалась целебною, и потому, в древние времена, совершался сюда крестный ход, в один из дней Пасхальной седмицы.
Еще есть часовни у Георгиевской церкви; одна на сопке, находящейся на южной стороне селения Ладоги, другая — на Староладожской дороге, на пути в деревню Местовку.
За южной стороною крепости указывают «тайник», может быть древнее хранилище оружия и съестных припасов. Несколько лет тому назад в тайнике хотели изготовлять известь и для этого, на пространстве 9 сажень, устроили печи. Когда выравнивали место для задней холодной стенки печи, в одном месте вдруг образовалось отверстие. За отверстием найден был, обложенный плитою, коридор, высотою в рост человека. По коридору проходили, по берегу Волхова, к Никольскому монастырю. Дальнейших открытий не было и найденное отверстие, было закрыто по приказанию священника Николая Федорова.
Кроме этого тайника и коридора, в старину находили здесь другие тайные пути и впадины. Говорят даже, что под самым Волховом есть, из Рюриковой крепости, тайный ход на другой берег. Один старик уверял священника Малоземова, что он хотел попасть в этот тайный ход но не мог потому, что был остановлен железною дверью, на которой висел замок «с ведро величиной». 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1) Указ о построении в староладожском Георгиевском монастыре, вместо ветхой деревянной, во имя великомученика Димитрия, церкви, новой, деревянной же, и во имя того же святого, № 1168.
Указ Святейшего Правительствующего Синода, вице-президента, великого господина, преосвященного Феофана, архиепископа великоновгородского и великолуцского, из его архиерейского казенного приказа, города Новые Ладоги, соборные церкви Николая Чудотворца протопопу Сергию Самсонову, сего декабря 30го дня, нынешнего 730 года, в предложенном его преосвященству, за руками староладожского Георгиевского застенного монастыря, попа Евстратия Никифорова с приходскими людьми, челобитье, объявлено: издревле в том застенном монастыре, чрез многия лета, была деревянная церковь во имя великомученика Димитрия построена, которая уже весьма ныне сгнила и обветшала и служить в ней невозможно, и что указом его преосвященства повелено было, вместо оной обветшавшей, построить, в тоже прежнее именование, на том же церковном месте, вновь церковь, и о приготовлении к той лесу и о строении дать указ, и сего же декабря вышеписанного 30-го дня, по его преосвященного архиепископа указу, и по предложенной при выписке судии, Антоньева монастыря Римлянина архимандрита Андроника, помете велено о строении вновь, на прежнем месте, деревянные церкви во имя прежняго святого, со взятием пошлины, дать указ с роспискою, и тебе протопопу, по получении его преосвященного архиепископа указа, вышеозначенную обветшавшую церковь, во имя св. великомученика Димитрия, велеть разобрать и на том месте, приуготовя лес и всякие принадлежащие материалы, построить вновь, в тоже именование, церковь, и по построении, святыми образами убрать по надлежащему, а прежний церковный лес, ежели который явится годен, тот употребить в то же церковное или оградное строение, а обветшавшее при реке сжечь и пепел, завязав в удобный холст, опустить в воду, а когда та святая церковь построится и совсем ко освящению изготовлена будет, тогда о освящении оной и о построении освященного антиминса велеть бить челом его архиерейству, и быть для того из церковнослужителей попу или дьякону, и по учинении вышеписанного, в его архиерейский казенный приказ тебе доношением репортовать, которое прислав велеть подать в его архиерейском разряде судии, Антоньева монастыря римлянина [Т. е. архимандриту монастыря Антония Римлянина, в Новгороде.] архимандриту Андронику, декабря 11-го дня 1730 года. У сего указа его преосвященства печать. На подлинном подписано: архимандрит Андроник римлянин. Канцелярист Иван Ключарев. Пошлины по указу взяты.

2) Указ о освящении церкви великомученика Димитрия в Староладожском Георгиевском застенном монастыре, № 968.
Указ (сперва также как в предыдущем). Протопопу Сергию Самсонову. В прошлом 730 году, декабря 31-го дня по челобитью староладожского Георгиевского застенного монастыря попа Евстратия Никифорова, с приходскими людьми велено, в том монастыре, вместо обветшавшей деревянной церкви, во имя великомученика Димитрия построить вновь церковь на прежнем церковном месте, о чем тебе протопопу и указ был послан, а сего октября 4-го дня, его преосвященству бил челом, а в оном казенном приказе предложил он же поп Евстратий Никифоров, письменно заручное прошение, в котором написано, по вышеозначенному указу объявленная церковь, во имя великомученика Димитрия, ныне построена и ко освящению совсем в готовности, точию не освящена, и освященного антиминса из домовой казны не выдано, и чтобы преосвященный архиепископ пожаловал его просителя благословить вышепоказанную новопостроенную церковь, во имя великомученика Димитрия освятить и на то освящение из домовой казны выдать освященный антиминс и потом бы дать указ и сего октября дня, по его преосвященного архиепископа указу и по определению при докладной выписки его архиерейского разряда велено о освящении новые церкви, к какому надлежит, послать указ и освященный антиминс со взятием пошлины, выдать с роспискою; и тебе, протопопу, по получении сего преосвященного архиепископа указа, вышеповеленно учинить непременно, и то святые церкви освящение произвести соборне с диаконом, по чину новоисправленного требника, по церковному чиноположению, с подобающим искуством непременно, а ко освящению той церкви освященный антиминс отправлен при сем указе, а когда оная церковь освящена будет, о том доношением в оной казенный приказ репортовать немедленно, которое велено подать его архиерейского дому судии, Антоньева монастыря Римлянину архимандриту Андронику 1731 г., октября 4-го дня; у сего указу его преосвященства печать. На подлинном подписано: архимандрит Андроник римлянин.
Канцелярист Иван Ключарев. Пошлины на указ взяты.

Ильинская церковь в селе Черном

Село Черное лежит при Сатманском заливе Ладожского озера, между старым и новым Ладожскими каналами, на 116 версте от Петербурга и на 47 от Новой Ладоги.
До построения нынешней каменной церкви, здесь были две деревянные. Первая церковь, во имя пророка Илии, стоявшая, в начале 17 века, на песчаной окраине Ладожского озера, сгорела, вместе с селом, в 1760 году. Потом усердием дворцового крестьянина Мирона Данилова, выстроена другая деревянная церковь и в 1763 году освящена во имя Богоявления Господня. Об этом свидетельствует хранящаяся в церкви, грамота, которою повелевается "Ладожского заказа, Пречистинского Городенского погоста, в выставке Черном, новопостроенную, деревянную, во имя Богоявления Господня, теплую церковь на прежнем, оставшемся от прежде погорелой, тоя же выставки церкви, антиминсе, Ладожскому протоиерею соборне освятить". Грамота дана по прошению иерея Алексея Гаврилова, извещавшего о построении церкви. На верху подпись архиепископа Великого Новгорода Димитрия, а в конце: "писана и дана сия благословенная грамота, за подписанием нашея руки и печатью, в царствующем в С.Петербурге, в нашем архиерейском Карповском доме, при церкви св. Чудотворца Николая 1763 года, сентября 19-го числа".
В 1817 году церковь возобновлена по плану, утвержденному митрополитом Амвросием и, не будучи долго исправляема, угрожала падением. Посему, когда по указу от 18-го сентября 1871 года, за № 3697, благочинный ее освидетельствовал, то нашел, что ее нельзя исправить, и было решено — построить новую церковь. После построения новой церкви она была разобрана; из материала ее на месте алтаря построена часовня; остальное употреблено на двухэтажный дом для школы.
Новая церковь построена иждивением и при личном участии дворянина Аркадия Ивановича Касаткина, директора русского строительного общества. Им пожертвовано на церковь 15 т. с., остальное собрано по книжкам. В постройке церкви принимал живейшее участие владыка Исидор. В 1871 году, проезжая по каналу из Староладожского монастыря, он сошел с парохода, в сопровождении начальника 3 отделения 1-го округа путей сообщения г. Петрова, подробно осмотрел старую церковь и выслушав крайние нужды прихожан, сказал им, что у него есть 15 т. р. с., пожертвованные Касаткиным, которые он отдает на постройку церкви, и тут же указал место для церкви. При отъезде владыки из села Черного, крестьяне одарили его сигами и, со слезами радости провожали его на пароход.
Постройка церкви стоила 19 т. р. с. Церковь построена при священнике Григории Тихомирове, по плану, утвержденному губернским правлением 31-го августа 1873 г., за № 177 и исполненному архитектором Владиславом Пильцем. Храм крестообразный, с полукружием для алтаря, каменный, одноглавый, с колокольнею. Купол и колокольня деревянные.
Главный алтарь посвящен пророку Илии, правый придел - преподобному Аркадию, левый св. Николаю Чудотворцу. Главный алтарь освящен 5-го октября 1875 г. благочинным, села Путилова протоиереем Иаковом Смирновым; левый — бывшим благочинным, села Кобоны священником Николаем Розановым, правый освящен 9-го сентября 1879 г. благочинным, села Дубно священником Порфирием Говорковым.
При жизни храмоздателя, г. Касаткина, предполагалось придел посвятить Александру Невскому, но, когда он умер, то супруга его Александра Платоновна пожелала посвятить придел преподобному Аркадию. Приделы устроены по мысли храмоздателя, но особенной надобности в них нет. В левом приделе служат только 9-го мая и 6-го декабря, в правом — 16-го января. Оба придела довольно тесны.
Иконостасы в один ярус. Средний несколько выше остальных. Иконы в иконостасе работы Пешехонова. Антиминсы новые, освященные митрополитом Исидором 17-го августа 1875 г. Длина храма 12 1/2 саж., ширина, вместе с каменною, в 2 1/2 кирпича, кладкою — 8 саж. Купол и колокольня обшиты тесом и выкрашены масляной краской. Кресты деревянные, осьмиконечные, обитые жестью. В куполе 8 окон, в алтарях 4; в церкви 14; все они с жел. решетками, с двойными рамами. Дверей три, одна в паперти, обитая железом; входная в церковь со стеклами, с медною решеткою; в ризнице, сторожке и под колокольнею - поодной малой двери, а в боковом левом приделе двойная дверь; наружная обита внутри листовым железом.
В главном алтаре, справа, камин, а слева круглая железная печь; в церкви две железные печи; в ризнице и сторожке - две малых печи; церковь снаружи и внутри оштукатурена и выкрашена. В паперти, ризнице и сторожке пол плитный, в церкви -деревянный, двойной, с 4 продушинами в гранитном цоколе. Церковь и прочие помещения теплые.
В храме достопримечательны: 1) икона пророка Илии, питаемого воронами. На ней сребропозлащенная, с венцом, риза весит до 9 фунтов. Икона особенно уважается. Она стоит за правым клиросом, в киоте, за стеклом. 2) Древняя икона Богоявления, за левым клиросом, в ризе 84 пробы, в новой киоте, с позолоченными венчиками. В ризе весу 8 фунтов 65 зол. Первая икона вынесена из старой церкви во время пожара, вторая написана в 1763 г. 3) Евангелие в лист (М. 1701).
Метрические и исповедные книги ведутся с 1803 г. и почти в целости. Приходорасходные с 1809 г., клировые с 1866 г. а обыскные с 1804 г.
Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1876 г. состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Алексей Гаврилов, упомянутый в грамоте на освящение храма; Феодор; Алексей Федоров, сын его, служивший с 1805 по 1830 год; Иоанн Иоаннов (18301838). Все они выводились в священство из дьячков. Потом служили уже окончившие курс семинарии, как то: Александр Николаев Чернов (1838-1867); Иоанн Михайлов Землянский (1867-1871), Григорий Сергиев Тихомиров (1871-1877) и, служащий ныне, Алексей Михаилов Бердюговский.
Церковный капитал составляют 5 билетов по 100 р., один в 150 р., один в 113 р. 50 к. и один — в 1000 р. Часть процентов идет на причт.
По штатам 1843 г. священнику давалось жалованье 180 р. дьячку - 70 р., пономарю - 60 р.; кроме того причт 10 лет получал вспомогательный, из синодских сумм, оклад в 300 р. В 1776 г. место пономаря упразднено и священник стал получать 200 р., псаломщик — 70 р.; по указу духовной консистории от 14-го июля 1879 г., за № 1993, священнику дается 240 р. и псаломщику - 80 р.
Земли у причта 33 дес. из них удобной под сенокосом и огородами 5 дес.; остальные под заливным болотом. В 1863 г. лучший участок церковной земли — в 2 1/2 дес. и — еще, при Лиговской приписной церкви, в 1 ? дес. заняты новым каналом, за что причту выдано 280 руб. для пользования процентами.
Прежде члены причта имели помещение в домах построенных владелицами г-ми Борх и Лаваль, на церковной земле. Потом приходилось или покупать дом у предшественника, или строить новый, или, что бывало чаще, нанимать избу у крестьянина. При постройке новой церкви, куплен был, у крестьянина Трофима Александрова, старый деревянный, одноэтажный дом, купленный крестьянином у прежнего священника Иоанна Землянского; за дом заплачено 303 р. из процентов с капитала г. Касаткина. Тут и живет священник. Для псаломщика дома не имеется.
Приход граничит: с севера и запада с Ладожский озером, с юга и востока - лесом, кустарником и болотом. На пути к Новой Ладоге, по каналам, находятся селения.
Подле церкви, по новому каналу, село Черное (65 двор.); населенное крестьянами и солдатами (150 душ мужск. и 176 женского пола); в версте от церкви, на берегу озера деревня Стряковцы (24 двора; мужск. 79 и 80 женск. пола); в версте от церкви, на старом канале — Чернослюзская слобода (20 двор. мещан и отставных солдат; мужск. 30 и женск. 42); в пяти верстах от нее, по старому каналу Белозерки (10 двор. мужск. 17 и 22 женск. пола); в 10верстах от церкви, по старому каналу Кивгоды (21 двор.; мужск. 50 и 46 женск. пола); в 4 верстах выше Кивгоды, в 15 верстах от погоста, на старом канале — Лигово, из 59 дворов; в числе их — 36 дворов раскольнических; мужск. 90 и 116 женск. пола; в 15 верстах от погоста, в 4 верстах от Лигова слобода Петербургская (14 двор. 30 душ мужск. и 31 женск. пола); в 5 верстах от церкви караулка, наз. Черни или Зеленомостье; тут живет семья из 2 челов. мужск. и 3 женского пола.
В 1821 году к здешнему приходу приписан соседний приход села Лигова, с деревянной церковью Петра и Павла.
Всех прихожан муж. пола 418, женского 455; раскольников 47 м. п. и 83 ж. Сообщение с деревнями затрудняется, зимой, от наносов снега с озера, а осенью и весною от болот и грязи.
Прихожане занимаются рыбной ловлей. С 1880 года, когда страшные бури поломали у них рыболовные снасти, рыбный промысел упал и крестьяне стали заниматься гонкой судов, сбытом сметаны, молока, ягод и пр. в Петербург; беднейшие поступили в работники к более зажиточным.
Школа открыта священником Черновым в 1845 г. В 1879 г. построено для нее особое здание и школа передана в ведение земства. Ныне в школе учится до 30 мальчиков и 5 девочек. Учительница получает за уроки 300 р.; закон Божий преподает священник; попечителем состоит добрый и гуманный человек, бывший капитан сербской службы, ныне русский подданный, техник Владимир Антонович Махачко. В течении 2 лет он уплатил 120 р. недоимки, бывшей на школе, на 600 р. окрасил школу, устроил гимнастику, давал детям подарки, например серебряные часы мальчикам и браслеты девочкам.
Прихожане соблюдают уставы церкви, но храм посещают не усердно. В обыкновенные праздники бывает в церкви не более 50-60 человек; в большие праздники - до 400.
Местные праздники суть следующие: село Черное и деревня Стряковцы празднуют Пр. Илии и Богоявлению; в Богоявление бывает крестный ход на канал Александра II; в Ильин день крестный ход вокруг села Черного установлен в 1846 г. в память холеры; вокруг села бывает крестный ход и 23 июня; в деревне Стряковцах бывает крестный ход 24 июня, в Чернослюзскую слободу 8 июля, в Кивгоды 10 июля и 6 августа, в Лигово 6 августа и 29 июня.
В приходе 3 кладбища: одно старинное при церкви, обнесенное оградой, в которой, на месте разобранной церкви, построена деревянная часовня; другое, такое-же древнее, обнесенное деревянным забором, находится в 4 саж. от первого, на берегу Ладожского озера. Кладбище это было неудобно, во 1-х от того, что по вырытии могилы на пол-аршина, могила наполнялась водою, а по вырытии на аршин, земля осыпалась и нужно было рыть снова; во 2-х от того, что, во время бурь, смывало и сносило могильные камни; в 1881 году кладбище закрыто; третье кладбище у Петропавловской церкви, в Лигове; тут погребаются умершие только из Лигова и Петербургской слободы.
В 15 верстах от с. Черного к Ладоге, за рубежом нового канала есть Лиговская церковь Петра и Павла, построенная прихожанами в 1744 г. и в 1823 г. приписанная к Черновской церкви. Она деревянная, одноглавая, холодная, обшитая тесом; крыша и купол ее покрыты дранью. Длина ее 8 саж., ширина 3 саж. 1 арш.; два окна внизу и два вверху; в алтаре 3 окна, все с железными решетками. При церкви колокольня. В церкви есть документы прежних годов, начиная с 1804 г. Антиминс ее печатан на холсте в 1744 г. и подписан Тихоном еписк. Ладожским и Кексгольмским. В церкви служат: на 2 седмице Великого поста, на 4 день Пасхи, 29 июня, 24 июля, 6 августа и 16 января. Из прежних священников этой церкви известны только о. Каллиник и о. Георгий.
В 1883 г. Государь Император, с супругою и с Наследником Цесаревичем, проезжая из Сясьских Рядков, где открыт был новый канал, посетил Лиговскую церковь и пожертвовал на поддержку ее 100 р. с.
В Лигове есть раскольничья моленная, а в дер. Кивгоде православная часовня.
На берегу Ладожского озера есть два огромных камня, лежащие на аршин в воде и на сажень сверх воды. Один находится на границе между Черновским и Кобонским приходом, другой близ дер. Кивгоды. По величине своей они издали довольно приметны, но для судопромышленников и рыболовов не опасны.
Священник Алексей Бордюговский.
Декабря 20 дня, 1883 года.

Церковь св. Николая в Кобоне

Село Кобона находится в 104-х верстах от Петербурга, в 45-ти от Новой Ладоги, на Ладожском канале у речки Кобоны, в 150-ти саженях от Ладожского озера, на ровном болотистом месте.
По преданию здесь прежде была деревянная, пятиглавая, с деревянною колокольнею, церковь, сгоревшая в св. четыредесятницу, 1815 года, от неосторожности церковного сторожа. Она была во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла. В конце 1815 г. служили в деревянном дворце, который был устроен для отдыха императрицы Анны Иоанновны, во время копания Ладожского канала. Чрез 6 лет, при усердии священника Стефана Алексеева, выстроен на сборные деньги нынешний каменный храм, во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла и Параскевы Пятницы. Постройкой распоряжался с.петербургский купец Филатов. На окончательную отделку храма было выдано из комиссии духовных училищ 10 тыс. руб. без процентов, с уплатою в течении 5-ти лет. Постройка церкви стоила 19 тыс. руб. Когда церковь обветшала и стала тесна, то, по указу консистории от 13-го июня 1860 г. за № 3153, сняты боковые приделы 15-го августа 1861 года, и вся церковь обновлена по смете архитектора Щурупова, насумму в 2,924 р. 39 к. сер. Из этих денег 613 р. 50 коп. было собрано по книжке, а остальные от церкви.
В церкви достопримечательны: напрестольный сребропозлащенный крест, приношение графов Мусиных-Пушкиных, и остатки оловянных священных сосудов, найденные, в 30-х  годах, одною крестьянкою в колодце, среди поля. На месте находки устроена священником Алексеевым деревянная часовня, в которой есть деревянный крест и туда ежегодно, 14-го сентября, бывает из церкви крестный ход.
До 1814 года причт составляли: священник, дьячок и пономарь; просвирнею была вдова-крестьянка. В ведомостях 1815 года показан диакон Алесей Степанов, сын местного священника, произведенный из пономарей. Кроме Степана Алексеева, бывшего при устроении церкви, известны: о. Илья, предшественник его, и о. Феодор Боголюбов поступивший на место Алексеева в 1839 году. По переходе Боголюбова в Усть-Ижору, поступил священник Разумовскгй; чрез 2 года он переведен в село Ивановское (шлиссельб. уезда) и на его место поступил, служащий ныне, Николай Розанов.
До штатов причт пользовался доходами за поминальные обедни и за исправление треб. Доходов получалось до 300 р. Кроме того собиралось масла и, в счастливые годы, рыбы, на 10 р. сер. В Пасху и в храмовые праздники получалось по одному хлебу с семьи. Всего собиралось до 60 пуд. на 50 р. сер.; в великом посту давалось каждым исповедником по 3 коп. С 1843 года причт, во 4му разряду, получает жалованья 340 р. сер.
Земли при церкви 33 дес. Из них сенокосной 12 дес., пахатнои 8 дес., неудобной, поросшей мелким лесом и под дорогами 12 дес.
Причт живет в собственных домах.
Приход граничит с востока, мызою Матовою — Верольского прихода, с запада - Ладожским озером, с севера - приходом села Черного, с юга - Лукинским приходом шлиссельбургского уезда. Приход составляют: 1) село Кобона — при Ладожском озере и при канале; 2) деревня Лава на канале, отчисленная в 1853 г. от Лукинского прихода; 3) Леднево при озере и при канале; 4) Низово и 5) Ручьи. Кроме крестьян в приходе есть мещане и солдаты. Всего в приходе 893 муж. пола и 1,000 женск.
Мимо Лавы и Ручьев проходит почтовый архангельский тракт.
Жители, кроме земледелия, занимаются заготовкою дров и рыбной ловлей.
Грамотных до 350-ти человек. Обучением детей занимается причт, с 1850 года крестьянами занимается учитель, получая, за каждого учащегося, от 50 до 75 к. сер. в месяц. Прихожане храм посещают усердно и кроме общих праздников празднуют тем святым, которым посвящены деревенские часовни. Крестные ходы бывают: 23-го апреля — в Кобоне, 29-го мая и 15-го июля — в Ледневе, в память скотского падежа; 13-го июля там же, в память холеры, в первую пятницу Петрова поста — в Низове, к чудотворной иконе Параскевы; 30-го июня — в Низове в память холеры и 31-го июля сюда же, в честь святого патриарха Модеста; 20-го июля — в Лаву в память скотского падежа, 28-го июля — в Низово, по тому же случаю; 15-го августа — в дер. Ручьи; 11-го сентября — в часовню близь Кобоны.
Кладбище одно, при церкви, близь Ладожского озера. Часовен шесть. Из них — две в Кобоне и, по одной в Низове, Лаве, Ледневе и Ручьях. 


Покровская церковь в Дубне

Село Дубно находится в 130 вер. от Петербурга, в 80 вер. от Шлиссельбурга и в 24 вер. от Новой Ладоги, по берегам Ладожского и Александровского каналов. Оно сначала называлось "Рядок"; с Петра Вел. стало называться выставкой села Дубна. Называется Дубно по бывшему некогда здесь обилию дубового леса. Село Дубно, длиною около версты, с севера открывается Ладожским озером, с юга - Ладожским каналом и стоит подле р. Дубенки, чрез которую, при полноводии, лишняя вода вытекает из канала в озеро [С проведением Александровского канала положение села Дубна, вероятно, несколько изменилось.].
О первоначальной здешней церкви свидетельствует церковная опись, составленная в 1748 году священником Потапием Никитиным. В описи об антиминсе сказано: “На Святом престоле антиминс печатан на материи шелковой; освящен преосв. Иовом митрополитом в лето от Р. Хр. 1716 году находится в целости. Повреждения никакого в себе не имеет”. В другом месте: "Вышеозначенная Покрова Пресвятой Богородицы церковь древянна, холодная, с приделом Николая Чудотворца, при державе Благочестивейшия Великия Государыни Императрицы Анны Иоанновны, по указу преосв. Феофана архиепископа Великоновгородского построена в прошлом 1737 году, тщанием тоя церкви приходских людей и подаянием доброхотных дателей". На кресте, сохранившемся в архиве, написано: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, при храме Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честного и славного Ея Покрова, — во имя всех Святых благожелателями прихода Дубна. При державе Благочестивейшия и Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны всея России, по благословению Святеишого Правительствующого Синода члена, великого господина преосвященного Амвросия архиепископа Великого Новгорода и Великих Лук, в лето 1740 году индикта 3 месяца ноемврия 1 дня на память св. Безсребренников Козмы и Дамиана. Освятил Новоладожского Николаевского собора Поповский староста соборный поп Иоанн Евдокимов соборне". Из этих, впрочем не вполне ясных и даже одно с другим несогласных показаний можно заключить, что первоначальная здешняя церковь была с 1716 года; потом в 1737 году построена другая; вероятно в 1740 году она была перестроена и прибавлен придел Всех Святых. Она была деревянная, во имя Покрова, с приделом Николая Чудотворца и существовала до 1764 года.
В 1764 г. государственным крестьянином седа Дубна, крестником Петра Великого, Василием Иоанникиевым построена каменная, нынешняя церковь, и в нее перенесен иконостас из старой церкви. Старая церковь пожертвована в село Кобону, на место тамошней сгоревшей церкви. О средствах, на какие вышеозначенный крестьянин выстроил церковь, говорят различно По рассказам одних он имел деньги от своего крестного отца Петра Великого. Но это едва ли вероятно. Когда скончался Петр Вел., Василию Иоанникиеву было только 15 лет, церковь же он строил на 50 летнем своем возрасте Да едва ли Петр Вел. вообще крайне бережливый и имевший много крестников, дал сумму достаточную на построение каменной церкви. Другие говорят, что крестьянин нашел клад. Правда, что здесь прежде, нередко, были находимы клады.
Храм разделяется на две половины капитальною каменною стеною. В восточной, холодной половине, главный храм во имя Покрова. В западной, теплой, помещены приделы: правый во имя Николая Чудотворца, левый - во имя Всех Святых. Антиминс главного алтаря освящен 1733 г. мая 10 преосв. Феофаном архиепископом Новгородским и Великолуцким. Антиминс придела Всех Святых освящен Амвросием архиепископом Новгородским и Великолуцким 1744 г. июля 19 дня. В Никольском приделе антиминс освящен митр. Исидором 1866 г. ноября 20 дня.
На крестах, положенных под престолами, показано время их освящения. О главном престоле написано, что он освящен при Екатерине Алексеевне 1764 года ноября 4, по благословению митр. Димитрия, Новоладожским протопопом Антонием Тимофеевым соборне. На престоле Всех Святых надпись та-же. Но освящение показано 4 июня; престол Николая Чудотворца, по надписи, освящен 3 июня.
В храме достопримечательны: 1) Икона Святителя Николая "с деяниями" в Никольском приделе, найденная, по преданию, около 1710 года, жителями Дубна, в песке, на острове Птинове, находящемся на Ладожском озере, в 7 вер. от Дубна. На нижней стороне икона немного обгорела, так как, по тому же преданию, над иконой, во время ее обретения, был разведен рыбаками огонь. Икона украшена сребропозлащенной ризой, сделанною в 1779 году. В народе об этой иконе рассказывают следующее: "В самую глубокую осень 1820 года купец Маринин, везший по Ладожскому каналу, на 30 судах, казенный хлеб, был застигнут бурею и должен был остановиться на зимовку в 24 вер. от Ладоги, около Дубна. Маринин, зная, что в здешней церкви есть икона св. Николая, обратился к св. Угоднику с усердною молитвою. По его молитве лед в канаве, на следующий день, от сильного дождя, растаял, и Маринин благополучно доставил хлеб в Петербург. В благодарность Угоднику он позолотил серебряную ризу на иконе". 2) Оловянные древние священные сосуды, с принадлежностями; 3) Древняя холстинная фелонь, обшитая, по краям, суконною бахромою; из сукна же сделаны, на фелони, кресты, звезды и др. украшения.
В церкви находится план на церковную землю, снятый в 1859 году землемером Аврамовым с генерального плана. Метрические книги имеются с 1807 года. Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1853 году пономарская вакансия уничтожена, так как часть крестьян деревни Лавнии, владения княгини Волконской, была отчислена к Веготскому приходу. Из прежних священников известны: Потапий Никитин (1716-1750), Василий Георгиев, посвященный, как видно из собственноручной записи его, в 1750 году, во священника при церкви дванадесяти Апостолов, на Васильевском острову, преосв. Стефаном, архиепископом Великого Новгорода и Великих Лук; он служил до 1783 г.; Феодор Архипов (1783-1799): Терентий Лкин, перешедший, в 1807 году в Новгородский Сковородский монастырь, в число братства, и впоследствии бывший там игуменом; Михаил Яковлев (1807-1849); Михаил Иванов Студийский (1849-1858); Алексей Евсевиев Соколов, перешедший сюда в 1858 году из диаконов села Путилова. По смерти Соколова, в 1875 г. поступил из диаконов села Путилова, Порфирий Михаилов Говорков; он уже служит 9 лет и с 1877 года состоит благочинным.
Главным средством содержания причта сперва были доходы от земли, участки которой, до 1779 года, выделялись частию помещиками, частию крестьянами, а в 1779 году составили 38 дес., выделенных от владения помещика Измайлова, после Яковлева. Из этого количества только 11 или 12 дес. удобных, а остальное или представляет плохой сенокос, или занято валом Ладожского канала.
Кроме того причт пользовался ругою, по 25 коп. асс. с души. По штату 1843 года причт получал жалованье, по 6 разряду, в размере 220 рублей. Из 12 дес. земли священнику принадлежит 8 дес., а причетнику - 4 дес. Ныне настоятель получает 240 р., псаломщик-80 р. Кроме доходов и жалованья причт получает проценты с следующих капиталов: с капитала в 500 р., положенного колл. асессором Петровым; с капитала в 500 р. -Новоладож. мещанина Алексея Кирилова Фокеева, в 300 р. - протоиерея Листова и свящ. Цветкова; в 800 р., полученных за отошедшую под канал церковную землю в 6 ? дес.
Причт помещается в церковном двухэтажном дерев. доме, купленном в 1861 г. у наследников прежнего священника Михаила Яковлева.
Приход граничит: с севера Ладожским озером, с юга - дер. Лавниею, Веготского прихода, с востока Кринитским приходом, с запада - с селом Лиговом, стоящим на берегу Ладожского озера и деревнею Петербургск, стоящею на дамбе Ладожского канала.
Приход составляют деревни: Дубно, Сумская и Вельци. Прихожан муж. пола 259, женск. 299.
Занятия прихожан различны. В Дубне и Сумске занимаются хлебопашеством и рыбной ловлею, в Вельцах, кроме хлебопашества, делают обручи для рыболовных снастей.
Грамотных в приходе не более 20 челов. Школ в приходе две, одна в Дубне, где обучает дочь надворного советника Ольга Александровна Богданова, а другая — в деревне Сумской, где преподает наемный учитель.
В обыкновенные праздники в церкви бывает не менее 150 человек. Заметно, что прихожане очень охотно слушают поучения. Кроме того они с усердием участвуют в молитвах над умершими. Если есть в церкви покойник, они не выйдут, пока не окончится отпевание.
Прихожане соблюдают следующие сельские праздники, сопровождаемые крестным ходом. В Дубне празднуются дни Харалампия и Власия; праздник этот установлен еще в 1769 году; кроме того бывает крестный ход в первую пятницу после Петрова дня, установленный в память бывшего в 1846 году, скотского падежа. Во вторую пятницу после Петрова дня бывает, по тому же случаю, в деревню Сумско. В Ильинскую пятницу бывает крестный ход в Дубне: 28-го июля — в Сумском; и там же — в Преображение; 18-го августа — в Вельцах; в последнюю пятницу пред днем Николая Чудотворца (6-го декабря) бывает крестный ход у тех жителей Дубна, которые населяют дамбу Ладожского канала.
К древностям прихода относится старое, обращенное в сенокос, кладбище, в полуверсте от церкви, на берегу Ладожского озера. Тут, говорят, была когда-то церковь, а на месте ее находилась, выстроенная в 1765 году, и теперь давно обветшавшая часовня, во имя Параскевы.
Часовни находятся также в Сумской и в Вельцах. Они обе имеют колокольню и колокола. В них, по большим праздникам отправляются богослужения при участии причта, а в обыкновенные праздники молитвословия, которые правят грамотные крестьяне.

ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ УЕЗД

Покровская церковь в Назии

Село Назья расположено на южном берегу Ладожского озера, по Ладожскому каналу, в 22 верстах от Шлиссельбурга и по речке Назии, пересекающей канал. Название села произошло от бывшей здесь крепости, имевшей это имя. В начале 18 столетия были здесь кожевенный и пильный заводы. Церковь находится в двух верстах от Ладожского озера и в версте от старого канала. Село разделяется на верхнюю и нижнюю Назию. Верхняя расположена по речке Назии, а Нижняя - на дамбе канала.
Церковь построена в 1711 г., по благословению Иова, митрополита новгородского, князем Александром Даниловичем Меньшиковым “при крепости и при кожевенных заводах, для многонародного жития мастеровых и других людей” как сказано в подлинном указе владыки. Благословляя строение храма, владыка указал и материал и план его: "тое церковь из нового лесу построить, а верх бы, на той церкви, был не шатровый, и алтарь сделать круглой, тройной, а в церкви, в соолтарной стене посреде б были царские двери, по правую их сторону южные, а по левую северные; да подле царских дверей, меж южных, в начале поставить образ Всемилостивейшего Спаса" и т. д.
Храм устроен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и освящен шлиссельбургским протоиереем Петром Георгиевским в 1712 г.; впоследствии устроен правый придел во имя Св. Троицы. Антиминс главного престола освящен митрополитом Никанором в 1853 году; антиминс придела - епископом Агафангеллом в 1859 году. В 1820 году устроена, над притвором, деревянная, на каменном фундаменте, колокольня, осмигранная, в 8 саж. высоты. Храм обшит досками, покрыт железною крышею, окрашен, внутри оштукатурен и обнесен деревянною оградою. В 1882 г. храм окрашен на сумму в 300 р. нарочно для сего пожертвованную. Последнее обновление храма было в 1883 г.
В храме достопримечательны: 1) четырехконечный, кипарисовый крест. На концах его разные священные изображение в кругах, величиною с 15 копеечную монету. В кресте вложены частицы мощей. Крест найден под престолом. Он вложен в серебряный оклад и покрыт слюдою, для сбережение от пыли и копоти; 2) оловянный дискос, с изображением младенца Иисуса, лежащего в сосуде, в виде купели и с надписью вокруг: "се агнец божий вземляй грехи всего мира"; 3) оловянный ковчег, в виде двух, стоящих один на другом, квадратных ящиков. Верхний ящик, меньшого размера, увенчан крестом. На лицевой стороне его- два ангела с рипидами в руках, а на задней - слова: "положен Христос". На 4 сторонах нижнего ящика - положение во гроб Спасителя и лики святых; 4) жестяные, старинные венцы: 5) два старинные евангелия, из коих одно печатано в 1703, а другое в 1763 году; на окладе последнего евангелие надпись: "коштом справлено с куреня поповичовского в вербове в церковь тамошнюю за отамана Софонию Черного", внизу «1766 г. ценою за 140 рублей»; 6) месячные минеи, печатанные в 1692 году и другие старинные богослужебные книги, напр. служебник 1763 г. молебенная книжка 1743 г., требник 1641 г.; 7) большой, пудов в 60, колокол с следующей надписью: "1748 Tho Lester MADE LISALL" и с какими то непонятными печатями.
Планы и межевые книги существуют с 1811 года. Сюда принадлежат 2 плана на церковную землю, составленные 1856 г. сентября 30, план на участок земли в 4 дес. 1,710 квадр. саж. составленный в 1870 г.; план церковного дома, пожертвованного в 1857 г.
С древних времен и до ныне причт состоит из священника, дьячка и пономаря. Вот имена прежних священников: Феодот Кондратьев (1711), Алексей Яковлев (1771), Петр Васильев (1801), Николай Иларионов (1818), Иоанн Студийский, перешедший после в Шлиссельбург и бывший там соборным протоиереем и благочинным, Феодор Сампсоньевский (+ 1838), Александр Лебедев (+ 1855), Феофан Разумовский, перешедший отсюда в Петербург, в церковь при министерстве народного просвещение; Николай Тихомиров (+ 1859), Александр Преображенский, открывший здесь, в 1860 году, училище, а потом, в 1861 г., приобретший для училища небольшой дом, принадлежавший помещице Елене Феодоровне Уковой. В 1879 г. он переведен в Гостилицы. Вместо него поступил, священствующий до ныне, Дмитрий Иоаннов Старопольский, из диаконов села Путилова.
В начале прошлого столетие здешний причт получал следующее жалованье: священнику Феодоту Кондратьеву давалось за полгода 6 рублей, дьячку Макарию Прохорову и пономарю Максиму Кондратьеву - по три рубля. С 1801 года священнику Петру Васильеву, с причетником "на обрабатывание церковной земли" прихожане обязались подпискою платить по 200 руб. ежегодно. С 1843 года причт получает жалованье по 5 разряду, т.е. 310 р. на всех, за вычетом 6 р. 20 к Кроме того причт пользуется доходами за требы.
Церковной земли 46 дес. 116 квадр. саж. Из них; пахотной 5 дес. 467 кв. саж., сенокосной 19 дес. 1,789 кв. саж., кустарнику, болот и вообще неудобной земли 21 дес. 260 с.; из церковной земли священник получает 23 дес. 58 саж., диакон, состоящий на дьяческой вакансии и пономарь - по 11 дес. 1,229 кв. саж. Пахотныи участок земли находится у церкви, а сенокосный - за каналами, в 2 верстах от церкви. Сообщение с ним не особенно удобно; да кроме того он постоянно вытравляется лошадьми, тянущими суда по каналу. Нанимать сторожей для сенокоса, или судиться с хозяевами судов, причт находят и не выгодным и весьма хлопотливым делом.
Священник живет в церковном доме, деревянном, на каменном фундаменте, диакон и пономарь в собственных домах.
Границами прихода служат: с севера - Ладожское озеро, с юга - деревни: Гонтовая, Липка, Апраксин Городок, Крутой ручей и сельцо Антоновское или Савинково; с востока- село Путилово и деревни: Горная и Канавная Шельдиха, с запада - Канавная Липка.
Приход составляют: село Назья и деревня Бугры. Деревня Бугры, подобно Нижней Назии, расположена по Староладожскому каналу. Среди деревни, на почтовом берегу канала, устроена, в 1771 г., на подобие храма, одноглавая, с колокольнею, часовня, во имя св. Николая. Она построена, как выражено в прошении крестьян, потому, что «церковь святая от них расстоянием имеется в 7 верстах и, для того, за дальностью лишаются службы Божией».
Прихожане занимаются рыбною ловлею на озере, выгрузкой из Назии и загрузкой на суда сплавных дров; зимою вяжут мережи и готовят к ним дуги, а иные вывозят путиловскую плиту и укладывают ее в кубические сажени.
В 1883 г. прихожан было мужского пола 425, женского 490, всего 915. Из них: военных 70, мещан 670, крестьян 175. Многочисленность мещан объясняется тем, чего жители издавна приписаны были к Петербургу и Шлиссельбургу, а крестьяне не могли размножиться, так как земля их была отдана рабочим села Путилова. Им здешние крестьяне платят аренду.
Есть в приходе несколько раскольников-федосеевцев, из шлиссельбургских мещан.
Третья часть прихожан, особенно мужского пола, грамотные.
Училища, с малым числом учащихся, находятся в домах причта Они открыты в шестидесятых годах. Открытое в Буграх волостное училище закрыто по неимению учителя. Необходимость училища в последние годы, ощущалась особенно в видах противодействие той нравственной и физической порче, которой подвергались дети, служа погонщиками на каналах. Родители, получая за эту тяжелую работу, деньги, содействовали и участию в ней детей, а дети приучались к раннему получению денег, разврату и всему дурному, что
видели на канале. С развитием езды на пароходах по новому каналу, детям уже нет прежних доходов, но за то и силы их сберегаются лучше прежнего. В 1879 г. священник открыл в Назии школу, но, при отсутствии всякого содействия со стороны, школа не процветает. Детей в селе более сотни, а учатся до 50 человек обоего пола.
В праздничные дни в церкви бывает от 100 до 400 человек.
Кроме общих праздников, в селе Назьи празднуются, сопровождаемые крестным ходом, праздники Ильинской пятницы и рождества Иоанна Предтечи (24 июня). Первый праздник бывает в память холеры, в 1848 г., второй — в память скотского падежа. В Буграх празднуют день Харалампия (10 февраля) в память скотского падежа. В последнее время в число праздников вошел день освобождения крестьян (19 февраля).
Свадебные обычаи те же, что и везде. Особенность указана та, что мужчины едут в церковь с открытыми головами, какая бы ни была погода, и как бы ни далека была церковь.
Нравственность прихожан не безукоризненна, чему способствует, с одной стороны, жизнь на канале, среди пришлого торгового народа, частый постоянный наплыв временных жильцов - крестьян Витебской и других губерний, приходящих сюда для работ на канале, людей, привыкших к бездомной, бродячей жизни.
В числе лиц, ревнующих о благолепии храма Божия, достойны памяти: временно проживающие здесь помещицы, Елена Феодоровна Ухова и Анна Михайловна Иванова, церковный староста, шлиссельбургский 2-й гильдии купец Иван Петрович Овчинников, петербургские мещане Андрей и Семен Михайловы и Дмитрий Леонтьев, шлиссельбургские мещане: Дмитрий Адрианов, Александр Белов, Никита Васильев, Александр Никитин и другие временно-обязанные г. Нелидова, из деревни Бугров, крестьяне: Петр Александров, Дмитрий Ильин, Даниил Сергеев, Анна Леонтьева и др.
Приходское попечительство открыто попечением священника Дмитрия Старопольского, в 1881 году. Председателем и казначеем его состоит священник, члены - церковный староста и около 80 человек крестьян. Члены взбираются на 3 года. Особенным усердием к попечительству отличились крестьяне следующие: Петр Васильев Герасимов, внесший в кассу, в три года, 350 р., Петр Александров Макаров - до 100 р., Мария Николаева Ерофеева до 53 р. С 14 мая 1881 г. до 1 января 1884 г. поступило в попечительство, на украшение храма 1,706 р. 66 к., на устройство училища 65 р. 30 к. Из них на украшение храма употреблено свыше 1,603 р. На эти деньги церковь обновлена и с достаточным великолепием украшена. 

Церковь архангела Михаила, в Синявине

Село Синявино находится в 12 верстах от Шлиссельбурга, по старой ладожской дороге, в 11 вер. от почтовой станции Архангельского тракта. Прежде называлось Вагриселка. Жители Синявина сперва были прихожанами церкви Рождества Богородицы, в Поречье, отстоящем отсюда в 19 верстах. По отдаленности от церкви и по трудности сообщение с нею, здесь построена была деревянная часовня, где, для собравшихся богомольцев, совершал богослужение поречский причт, или читали часы и молитвы грамотные крестьяне В замен часовни, по благословению митрополита Исидора, иждивением петербургского купца Василия Никифорова Власова, построена была церковь и 17 декабря 1867 г. освящена, во имя архангела Михаила, благочинным, шлиссельбургским протоиереем Иоанном Студийским Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с деревянною колокольнею. Длина ее 11 саж., ширина 5, высота с крестом 15.
Внутри церковь оштукатурена и выкрашена белой краской; пол плитный, солея возвышается на 3 ступени, иконостас, резной, позолоченный, имеет 22 образа. Снаружи церковь обшита досками и окрашена, а равно и крыша - краскою Постройка церкви обошлась в 25 т р. с. Антиминс освящен и подписан митрополитом Исидором 1867 г.
Причт составляют священник и причетник. Прежними священниками были: Петр Добровольский, Василий Кемецкий, и Гавриил Чистосердов, перешедший, в 1879 г. в федоровский посад (Царскосельского уезда). Ныне служит Герасим Алексеевич Флеров, окончивший курс в С.Петербургской духовной семинарии, определенный сперва псаломщиком Брюссельской Николаевской церкви, потом бывший священником Бельского погоста (Гдовского уезда), а сюда поступивший в 1879 г. Псаломщиком служит Александр Иоаннов Березайский, из александроневского духовного училища, поступивший сюда в 1872 году. В должности старосты, уже третье трехлетие, состоит крестьянин Василий Мануйлов Власов.
Причт получает жалованье с 1870 года. Священник получает 240 р, псаломщик 80 р. Кроме того причт пользуется процентами с денег, положенных на вечное поминовение: из них 350 р. положены генерал-адъютантом Зиновьевым и 100 р. другим лицом. От прихожан выдаются: дрова на отопление церкви, просвирне жалованье 16 р. в год и жалованье сторожу 10 р. в год.
Земли церковной - одна десятина, под оградою. В замен пахотной, сенокосной и усадебной земли, платится, с каждой ревизской души, по полчетверика ржи, овса и картофеля и по пуду сена и соломы.
Причт живет в двух деревянных домах, выстроенных прихожанами.
Церковь содержится, частию пожертвованиями прихожан, частию суммою до 100 р. процентов с капитала, положенного генерал-адъютантом Зиновьевым.
Приход составляют жители Синявино, которых 120 дворов, душ мужского пола 313, женского-294.
Прихожане, по большей части грамотные. Школа существует с 1876 г. Содержится частию земством, частию прихожанами. Учится в ней до 40 мальчиков и 30 девочек. Учительница, окончившая курс в Еленинском институте, получает от земства жалованьб и квартиру. Закону Божию учит священник. Мальчики поют и участвуют в Богослужении.
Местных праздников три: 1) в день Владимирской Божией Матери, 23-го июня - с крестным ходом вокруг селение, в память холеры 1840 г.; 2) 18-го августа - Флора и Лавра; 3) в храмовой праздник 8-го ноября. В последние два праздника служат молебны по домам.
Кладбище одно подле церкви Из обычаев над умершими укажем обычай -собираться, в ночь пред погребением, ко гробу покойного и слушать чтение псалтири.
Священник Герасим Флеров.

 

 

Материалы предоставлены Евгением Платоновым.

Более полная версия опубликована на сайте "Деревенские святыни северо-запада России".

 

Hosted by uCoz